Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Skip navigation.

Образовательные стандарты

 

 Уважаемые гости нашего сайта! Все документы по ФГОС Вы можете посмотреть по ссылке минобрнауки.рф
 

 

Организация введения ФГОС ДО на уровне дошкольного образовательного учреждения.

 

( информация для родителей
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
должен обеспечивать:
-  единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального, образования;
включает в себя требования к:
- структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основной образовательной программы общего образования;
 ФГОС ДО является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников  ДОУ. 
Под организацией введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) для введения Стандарта после его утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные мероприятия должны быть взаимоувязаны по содержанию, срокам, ресурсам и ответственным за их реализацию.
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, предусмотрено введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации.
В 2013-2014 учебном году все дошкольные образовательные учреждения Ставропольского края приступили к обучению по программам, соответствующим федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования в 2013-2014 году связана с изучением правового пространства и нормативного регулирования.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями  Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года.
Перемены, происшедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотрев основы функционирования образовательных систем. В последнее десятилетие мы наблюдаем устойчивую смену образовательных парадигм, внедрение новых подходов к организации обучения детей на разных ступенях образования.
В качестве одной из приоритетных задач модернизации общего образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты.
С принятием нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 № 273-ФЗ, дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Соответственно, содержание дошкольного образования выстраивается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, поэтому в настоящее время назрела необходимость введения Федеральных государственных образовательных стандартов не только на начальную и среднюю общеобразовательную школу, но и в дошкольное образование.
ФГОС дошкольного образования появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства».
О необходимости создания ФГОС дошкольного образования, руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС ДО, директор ФИРО Александр Асмолов сказал, что в последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Государство становится на позицию политического детоцентризма. А это означает, что любое решение чиновника любого уровня должно проходить своеобразную проверку: поддерживает ли оно развитие детства в России.
ФГОС дошкольного образования  - это система требований к структуре образовательной программы и условиям её реализации в преемственности с требованиями ФГОС для начального общего образования. Он обеспечивает основу развития ребенка как совокупность личностных качеств, обеспечивающих интеллектуальную и психологическую готовность к обучению в школе.
Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым “общественным” взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.
В настоящее время Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены и введены в действие федеральные государственные требования (ФГТ) к струк­туре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, отличительной особен­ностью которых является определение не только содержательных особенностей дошкольного обра­зования, но и требований к его результату в виде интегративных качеств личности выпускников дет­ского сада, необходимых для успешного освоения ими основных общеобразовательных программ начального общего образования.
В соответствии с ФГТ разработаны примерные основные общеобразовательные программы до­школьного образования: «Успех», «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Шко­ла 2100», на основе которых дошкольные образовательные учреждения разрабатывают и реализуют основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
На сегодняшний день коллективы ДОУ стоят перед выбором одной из примерных основных об­щеобразовательных программ, которые бы соответствовали ФГОС ДО особенности которых не всегда очевидны для педагогов. Но, даже сделав свой выбор и приступив к разработке и реализации основной общеобразовательной програм­мы в своём учреждении, педагоги ДОУ сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных необходи­мостью планировать и осуществлять образовательный процесс на основе принципов интеграции об­разовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса, прово­дить мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Имеющееся методическое обеспечение примерных программ не всегда даёт ответы на вопросы, возникающие в практической деятельности.
 Дошкольное образование согласно, Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной  деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования учитывает: 
·       самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
·       социокультурное разнообразие детства;
·       возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
·       потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья;
·       возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Стандарт утверждает основные принципы:
·         поддержки разнообразия детства;
·         сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
·         полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
·         создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
·         содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
·         приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
·         формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
·         учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели:
·         обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
·         обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
·         сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
·         Стандарт решает задачи:
·         охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
·          сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
·          формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
·         обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
·         формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
·         обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
·         обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
·         определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
ФГОС является основой для:
·          разработки и реализации Программы;
·          разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
·          разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
·         формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
·         объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
·         подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
 
ФГОС включает в себя требования: 
·         к структуре основных образовательных программ (в т. ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 
·         условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 
·         результатам освоения основных образовательных программ. Требования ФГОС являются критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
         Таким образом, качество дошкольного образования можно обозначить как комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту. 
На сегодняшний день нормативными правовыми документами, устанавливающими ряд требований к дошкольному образованию, являются только Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, и Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151. Следовательно, можно говорить лишь о требованиях к качеству условий осуществления образовательного процесса дошкольного образования, но никак не о требованиях к его результатам. 
Кроме того, ФГОС дошкольного образования в отличие от ФГОС общего и профессионального образования не является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности. 
Учитывая вышесказанное, требуется создание системы оценки качества дошкольного образования, включающей разработку показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования. Необходимо ясно понимать, что должно быть на выходе после завершения дошкольного образования, какие качества должны быть сформированы у ребенка, насколько он должен быть готов к обучению в начальной школе. 
          Главными критериями ФГОС дошкольного образования  названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе (по ФГТ). Мы утверждаем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной политики мы должны воплотить в стандарте, который станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре.
Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью, в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия - развитие ребенка наравне с индивидуализацией.Социализация детей дошкольного возраста – то основание вокруг которого, собственно, вся ситуация создания данного стандарта. Требования, которые обязательны при реализации программы, к условиям, к структуре и результатам в данном стандарте занимают главенствующую, самую важную позицию.
В зависимости от возраста ребенка педагогическому коллективу, семье, родителям (законным представителям)  необходимо обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, чтобы  он подошел с мотивацией – «хочу учиться». Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты, свидетельствующие  о готовности детей к школе - так определяет ФГОС дошкольного образования.
 Главной целью разработчиков проекта ФГОС дошкольного образования сделать акцент на развитие способностей ребенка, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание в проекте ФГОС уделяется  развитию у ребенка инициативности, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и в области физического развития. Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, катанием на самокате, санках, велосипеде. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности. ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия.
Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что отсылает к п. 1.9 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
 
Особенности введения ФГОС ДО.
 
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей.
С принятием нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС — такой же, как и для трех ступеней школы, с тремя «Т» (то есть требованиями к):
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.
Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.
Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательно-речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
● характер взаимодействия со взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).
В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальныепрограммы, методики, формы организации образовательной работы. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
1) Целевой раздел включает в себя:
– пояснительную записку;
– целевые ориентиры.
2) Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:
– развития специфических видов деятельности;
– становления первичной ценностной ориентации и социализации;
– развития первичных представлений;
– коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.
3) Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы.
 
 Требования к разделам основной образовательной программы
 
Целевой раздел основной образовательной программы
Пояснительная записка должна раскрывать:
– цели и задачи реализации основной образовательной программы;
– значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;
– принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.
Содержательный раздел основной образовательной программы
Содержательный раздел Программы должен включать:
– цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;
– содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
– описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
– поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;
– сложившиеся традиции Организации (группы).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее – детьми с ОВЗ).
Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
– освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.
Организационный раздел основной образовательной программы
Организационный раздел Программы должен включать:
– характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
– особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;
– особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;
– характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе);
– способы и направления поддержки детской инициативы;
-особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Обязательная часть Программы, в случае если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии с п. 7 настоящих Требований к структуре Программы. В противном случае обязательная часть Программы оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
● возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;
● реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;
● характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
● иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
● обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
● способствует профессиональному развитию педагогических работников;
● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
● обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
 
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
 
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
·       уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
·      использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
·      построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
·      поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
·      поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
·      возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
·      защита детей от всех форм физического и психического насилия;
·      построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс;
·      получение без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ;
·      исключение перегрузки педагогических работников в ДОУ;
·      проведение оценки развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики(или мониторинга).
·      участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:
·      создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
·      проявления чуткости к интересам и возможностям детей;
·      непосредственного общения с каждым ребёнком.
2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности;
4) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
 
 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
 Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
 
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
 
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
В соответствии Единый квалификационным справочником  организация должна быть укомплектована квалифицированнымикадрами.
Реализация программы ИП осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и Требованиями настоящего Стандарта.
 
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
 
1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.
3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Одно принципиальное ограничение: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми быть не должно. В закон «Об образовании РФ» была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми либо для индивидуализации образования.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
● аттестацию педагогических кадров;
● оценку качества образования;
● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы   настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.
Мы должны понимать, что ФГОС дошкольного образования — это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. И эта стратегическая установка должна найти свое воплощение в новом стандарте как уникальном соглашении, нацеленном на поддержку детства, между семьей и государством. Мы не говорим об унификации, обезличивании детей, мы говорим о выработке гарантий государства в вопросах поддержки семьи и гарантий общества, которое хочет, чтобы в российском обществе росли дети культуры достоинства, а не дети риска.
Несомненно, что стандарт дошкольного образования учитывает роль родителей и даже повышает ее. Система дошкольного воспитания – это институт, удерживающий игровые формы деятельности, очень важные для развития ребенка. На этот вызов разрушения социокультурной ситуации развития и должна отвечать система дошкольного воспитания. Стандарт в этом отношении ориентирован на детоцентризм, развитие ребенка, сохранения детства, обеспечение проживания культурно-оправданных возрастных этапов развития.
ФГОС дошкольного образования решает очень важную социальную поддержку на этапе дошкольного детства.  И в этом отношении дошкольное воспитание очень важный момент социальной поддержки в том, чтобы все дети имели равные условия и получали полноценное развитие. И в этом важнейший социальный смысл стандарта. Те возможности, которые  может недополучить ребенок, даются этим социальным институтом в полной мере.
 
 
 
 

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 г. Шахтёрск Углегорского района Сахалинской области.

План мероприятий по переходу на ФГОС 
 
Цель: Создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МБДОУ №14 г. Шахтёрска.
Задачи: 
1.Организовать методическое и информационное сопровождения реализации ФГОС в ДОУ.
2.Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию введения ФГОС в  ДОУ.
3.Наполнить нормативно-правовую базу необходимыми документами, регулирующими ФГОС в  ДОУ.
4.Организовать эффектную кадровую политику в ДОУ.
Целевая группа участников: заведующая  ДОУ, зам. зав. по методической работе, педагогические работники ДОУ, родители (законные представители) воспитанников ДОУ.
Ожидаемые результаты:
•Организовано  методическое и информационное сопровождение  реализации ФГОС  в  ДОУ.
•Разработаны  организационно-управленческие решения, регулирующие  реализацию введения ФГОС в  ДОУ.
•Нормативно-правовая  база наполнена необходимыми документами, регулирующими ФГОС в  ДОУ.
•Организована  эффективная кадровая  политика в ДОУ.
 
 

Мероприятия

 

Сроки
Ответственные
Ожидаемый результат
1.Организационное обеспечение введения ФГОС
Создание рабочей (инициативной, проектной) группы
Январь, февраль 2014
Зам. зав. по метод. работе
Создание и определение функций рабочей группы
Разработка и утверждение плана основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования.
Март 2014
Заведующая,
Зам. зав. по метод.работе
Приказ «О разработке плана методического сопровождения перехода на ФГОС дошкольного образования»
Приказ «Об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС дошкольного образования»
Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами,  
регулирующими  введение ФГОС дошкольного образования
По мере поступления нормативно-правовых  документов
Заведующая
Зам. зав. по метод. работе
Протоколы методических совещаний
Изучение администрацией, педагогическим коллективом материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС дошкольного образования
По мере поступления материалов
Заведующая
Зам. зав. по метод. работе
Изучение требований ФГОС к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации и результатам освоения программ
Семинар  «Содержание и технология введения ФГОС»
«Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС»
Март 2014
Зам. зав. по метод.работе
Перечень требований к условиям организации образовательного процесса в ОУ при введении ФГОС
Анализ результатов освоения образовательной программы. Определение ее соответствия с требованиями ФГОС.
Июнь-август 2014г.
Зам. зав. по метод.работе
Определение необходимых изменений в модели   образовательной системы МБДОУ
Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в МБДОУ
Сентябрь 2014г.
Заведующая
План ресурсного обеспечения в ОУ образовательного процесса ДОУ
Анализ соответствия материально-технической базы реализации ОП действующим санитарным нормам, нормам охраны труда работников ОУ
ноябрь-март 2014-2015гг.
Заведующая
Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ОП с требованиям ФГОС дошкольной ступени.
Комплектование библиотеки ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами ФГОС.
Сентябрь 2014 – сентябрь 2015г.
Заведующая
Наличие в ДОУ документов по введению ФГОС
Экспертиза условий, созданных в ОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Февраль-март 2015г.
Заведующая
Оценка степени готовности ОУ к внедрению ФГОС
Проведение педагогического совета на тему: «Анализ готовности МБДОУ к внедрению ФГОС»
Январь 2014г.
Заведующая
 
 
Создание (корректировка) графика  повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с введением ФГОС ДО.
 
 
.
Январь-февраль 2014г.
Заведующая, Зам.зав.по метод.работе
Перспективный план курсовой подготовки по внедрению ФГОС дошкольного образования
 
Реализация графика повышения квалификации педагогов по проблеме «Введение ФГОС дошкольного образования»
 
 
 
В течение 2014, 2015гг.
Заведующая, Зам.зав.по метод.работе
Повышение квалификации педагогических работников
2. Нормативное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования
Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц
Январь – февраль 2014г.
заведующий
Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующих деятельность МБДОУ
Приведение должностных инструкций работников МБДОУ в соответствие с требованиями ФГОС
Январь- июль 2014г.
Инспектор по кадрам
 
Изучение базисного образовательного плана по переходу на ФГОС
Февраль - 2014г.
Зам.заведующей по метод.работе
Знание нормативных требований базисного образовательного плана – основы разработки образовательного плана МБДОУ
Моделирование образовательного плана МБДОУ с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей воспитанников
ежегодно
Зам. заведующей по метод.работе
Создание модели образовательного процесса ДОУ
Внесение изменений в программу развития МБДОУ
В течении переходного периода
Зам. заведующей по метод.работе
Творческая группа по разработке программы
Определение вектора развития МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Подготовка к проектированию и разработке основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Май 2014- август 2015
Заведующая
Зам.заведующей по методической работе
Изучение требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему
3. Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС
Внесение изменений в план курсовой подготовки педагогов и руководителей МБДОУ
ежегодно
Зам. заведующей по метод.работе
Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС
Изучение в пед.коллективе базовых документов ФГОС
Январь-сентябрь 2014г.
Зам. заведующей по метод.работе
Изучение ФГОС к структуре ООП, к условиям реализации и результатам освоения программы
Консультирование педагогов, родителей по проблеме внедрения ФГОС дошкольного образования с целью повышения уровня их компетентности.
В течение переходного периода
Зам. заведующей по метод.работе
Педагоги ДОУ
Планирование консультаций по запросам педагогов.
Выступления на родительских собраниях.
Знакомство педагогов ДОУ с изменением порядка аттестации педагогических работников
Февраль- 2014г.
Заведующая
Зам. заведующей по метод.работе
 
Информация для педагогов об изменении порядка аттестации педагогических работников
Изучение методических рекомендаций к базисному ОП и учет их при моделировании ОП МБДОУ
Май 2014- август 2015
Зам. заведующей по метод.работе
Разработка ОП МБДОУ
4.Информационное обеспечение перехода МБДОУ на ФГОС
 
Круглый стол «Результаты, проблемы первого этапа работы по подготовке введения ФГОС с участием администрации и педагогов.
 
Февраль 2015г.
 
Зам.зав. по метод.работе, творческая группа
 
Организация изучения общественного мнения по вопросам введения ФГОС ДО и внесение возможных дополнений в содержание ООП дошкольного образования.
Анализ работы ДОУ по введению ФГОС ДО за 2014/2015 учебный год
Информирование родителей воспитанников о подготовке к внедрению ФГОС и результаты их внедрения в МБДОУ через СМИ, сайт, информационные стенды, родительские собрания
 В течение переходного периода
 Зам. зав. по  метод. работе, педагоги
 Наполнение и  обновление сайта ДОУ.
Участие педагогов в городских методических объединения
Постоянно -  по плану городских МО
Зам. зав. по метод. работе
Педагоги ДОУ
Листы регистрации, программы МО